Четыре монастыря, образованных на территории Галичско – Чухломских земель в 14 веке, связаны с именем преподобного Авраамия. Преподобный родился в Ростове Великом. Подвижническую жизнь начинал в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, а затем перешел в Троицкий монастырь - обитель преподобного Сергия Радонежского. Игумен Сергий собственноручно постриг Авраамия в монашество, а спустя несколько лет благословил идти в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный Авраамий поселился на берегах галичского озера, где ему чудесным образом явилась икона Божией Матери «Умиление». (Впоследствии преподобного на образах будут изображать с этой иконой в руках). На месте обретения иконы Авраамий основал Заозерский монастырь Успения Божией Матери.
Прихожане нашего храма, конечно, заметили, что наряду с духовенством
и взрослыми служителями, в совершении Богослужений принимают участие и дети.
Мальчики в стихарях несут посильное послушание в алтаре. Они разных возрастов. Валерий
Титов на хорошем счету в школе № 1. Святослав Крылов учится в третьей школе. Во
время летних каникул к мальчикам присоединяется москвич Владимиров Сергей, воспитанник православной
гимназии. Ребята старательно выполняют поручения старших наставников, практикой
постигают азы церковной службы. Обязанности у юных пономарей с виду нехитрые:
принять участие в прочтении поминальных записок, разжечь для кадила уголь и
вовремя положить в него ладан, по ходу Богослужения поставить аналое или свечу
перед вратами, помочь в приборке, когда и где необходимо и тому подобное. В
послушании мальчиков важен, в первую очередь, воспитательный момент. Они
привыкают к ответственности, беспрекословному подчинению - порочная школьная
практика пререкания с учителями, в ответ на замечания, здесь "не прокатит"! Ребята
учатся молчанию, которое, как известно,
является "золотом"; в храме к нему уместно дополнительно присоединить
эпитет "благоговейное". А еще - терпению и выносливости: нелегко, подражая
священнослужителям, стоять, не шелохнувшись, во время службы! И, по сути, дети
начинают навыкать образу христианского смирения. "Кому больше дано - с того
больше и спросится!"
В Свято - Успенском женском монастыре села Дунилово Шуйского района Ивановской области мы пробыли ровно сутки. Паломническая поездка, организованная для прихожан нашего храма, состоялась 28 - 29 июня. По временным меркам - знакомство совсем недолгое, а для души - открытой и желающей вместить - емкое и насыщенное
Традиция участия священнослужителей в военных
походах сложилась на Руси вскоре после утверждения христианства, институт
военного духовенства начал складываться в ХVII веке и окончательно
сформировался в XVIII веке. Первый документ, в котором
упоминается военный священник в русской армии,- устав «Учение и хитрость
ратного строя пехотных людей» 1647 года. В одной из глав устава определяется
жалованье воинским чинам и полковому священнику. Одним из ранних документов,
свидетельствующих о пребывании священников на военном флоте, является письмо
адмирала К.И. Крюйса 1704 года, содержащее «Роспись офицерам, матросам... и
других чинов людям, которым следует быть для совершенного вооружения семи
галер, ста бригантин». По «Росписи», на семь галер требовалось семь священников,
на 100 бригантин - три священника. Полковые священники и флотские иеромонахи
обязаны были отправлять богослужения, совершать требы, напутствовать
тяжелобольных Святыми Тайнами, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за
поведением войска, причем надзор за исповеданием и причащением военнослужащих
составлял одну из главных обязанностей.
Существует немало свидетельств проявления Божьей помощи и силы
во время Великой Отечественной войны. Каждый из рассказов ценен как маленькая
яркая иллюстрация в летописи славы Господней на той войне. Своей историей делится
Л.Г.Бедерова, мама певчей нашего храма В.Волковой: "Я должна была пойти в первый
класс, когда началась война. Мы жили в Ярославле возле Московского вокзала. Раз
видим в небе немецкие самолеты, думали, листовки будут разбрасывать. А оказалось
- бомбы. Весь вокзал разрушили, на месте железнодорожного полотна образовалась
огромная воронка. Бомбежки были частые. Люди искали убежища в укрытиях. А мы оставались
дома. Мама с нами, тремя сестрами, пряталась под столом. Брала туда с собой
икону и горячо молилась. Кругом рушились здания, а в наш дом не попал ни один
снаряд. С началом войны отец ушел добровольцем на фронт. И за него мама также
усердно молилась перед этой иконой. Папа прошел всю войну и возвратился домой невредимым.
Чудесную мамину икону я сохранила. Когда мой внук в числе бойцов спецназа "
Русь " отправился воевать в Чечню, отдала, как благословление, эту икону ему.
Он все время носил ее в кармане. Молился сам, и я со слезами просила Господа
сохранить молодому парню жизнь. Внук и все его боевые товарищи вернулись живыми
домой. Так Господь по милости своей хранил нашу семью".