Церковная жизнь / Материалы приходской газеты / История военного духовенства
Традиция участия священнослужителей в военных походах сложилась на Руси вскоре после утверждения христианства, институт военного духовенства начал складываться в ХVII веке и окончательно сформировался в XVIII веке. Первый документ, в котором упоминается военный священник в русской армии,- устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» 1647 года. В одной из глав устава определяется жалованье воинским чинам и полковому священнику. Одним из ранних документов, свидетельствующих о пребывании священников на военном флоте, является письмо адмирала К.И. Крюйса 1704 года, содержащее «Роспись офицерам, матросам... и других чинов людям, которым следует быть для совершенного вооружения семи галер, ста бригантин». По «Росписи», на семь галер требовалось семь священников, на 100 бригантин - три священника. Полковые священники и флотские иеромонахи обязаны были отправлять богослужения, совершать требы, напутствовать тяжелобольных Святыми Тайнами, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за поведением войска, причем надзор за исповеданием и причащением военнослужащих составлял одну из главных обязанностей.
На всем протяжении военной истории России священнослужители проявляли мужество и героизм, воодушевляли личным примером солдат при выполнении боевых задач. Известны многие примеры личного мужества, проявленного священнослужителями во время Отечественной войны 1812 года. Первым среди духовенства кавалером ордена Святого Георгия IV степени стал священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский, участвовавший в сражениях под Витебском, при Бородине, под Малоярославцем, он был несколько раз ранен, но оставался в строю. Священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным огнем впереди гренадерской колонны, был ранен. Известен ряд героических поступков полевых священников в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. Особое мужество на поле боя проявил в марте 1854 года священник Могилевского полка протоиерей Иоанн Пятибоков, поднявший солдат в атаку после гибели офицеров. Он в числе первых взошел на стены турецкого укрепления и был контужен. Прот. Иоанн был награжден орденом Святого Георгия IV степени и пожалован дворянством. Русско-японская война 1904-1905 годов отмечена героическим служением как военных, так и морских священников. Среди священников этой войны знаменит Митрофан Сребрянский (впоследствии схиархимандрит преподобноисповедник Сергий), служивший в 51-м драгунском Черниговском полку. Прот. Стефан Щербаковский во время Тюренчэнского боя 18 апреля 1904 года вместе с 11-м Восточно-Сибирским полком дважды ходил в атаку с крестом в руках, был контужен, и, несмотря на тяжелое состояние, напутствовал умиравших солдат.

За проявленное мужество он был награжден орденом Святого Георгия IV степени. 1 августа 1904 года, во время морского сражения в Корейском проливе, судовой священник крейсера «Рюрик» иером. Алексий (Оконешников) воодушевлял экипаж тонущего крейсера. Иером. Алексий попал в плен, как духовное лицо был отпущен, вывез из плена знамя и доставил донесение о гибели крейсера. За этот подвиг он был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Той же награды удостоились за Цусимское сражение 14 мая 1905 года судовые священники иером. Порфирий (крейсер «Олег»), иером. Георгий (крейсер «Аврора»). Во время Первой мировой войны несколько архиереев стремились занять священнические места в армии и на флоте и подали соответствующие прошения. Первым из них стал Дмитровский епископ Трифон (Туркестанов), служивший в 1914-1916 годах полковым священником и дивизионным благочинным. Таврический епископ Димитрий несколько месяцев в 1914 году служил судовым священником на Черноморском флоте. Одним из первых в 1914 году за проявленное мужество был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте священник 58-го Пражского полка Парфений Холодный. В 1914 году священник 294-го Черниговского пехотного полка Иоанн Соколов спас из плена полковое знамя. Известен подвиг священника 9-го драгунского Казанского полка Василия Спичека, поднявшего в атаку полк. Был награжден орденом Святого Георгия IV степени. Боевые награды имел игумен Нестор (Анисимов; впоследствии Кировоградский митрополит), который добровольно служил на фронте, организовал и возглавил санитарный отряд. За всю войну погибло и умерло от ран более 30 военных священников, получило ранения и контузии более 400, попало в плен более 100, что значительно превосходило потери в предыдущих войнах. 16 января 1918 года институт военного духовенства был упразднен приказом № 39 народного комиссариата по военным делам. Военные священники остались в Белой армии. 27 ноября 1918 года генерал А.И. Деникин назначил протопресвитером Добровольческой армии и флота Г. Шавельского. 31 марта 1920 года епископ Севастопольский Вениамин (Федченков) по просьбе Врангеля принял должность управляющего военным и морским духовенством с титулом епископа армии и флота. После захвата Крыма Красной армией, в ноябре 1920 года, епископ Вениамин вместе с частями Добровольческой армии эмигрировал в Стамбул и продолжал опекать русское военное духовенство в Турции, Болгарии, Греции, Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Во время Великой Отечественной войны церковные деятели Русской Православной Церкви выступали со словами поддержки воюющей армии. Русская Церковь проводила большую патриотическую работу среди верующих, собирая средства для войск на фронте, обращаясь с воззваниями к воинам, партизанам и труженикам тыла. Лучшей оценкой деятельности военного духовенства в Русской Армии стали слова Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича в 1915 году: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии».

Олег Торопов
ib01small.jpg

Тропарь, глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносе Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив и змию в злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

 

Кондак, глас 2
Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа, деятельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.